[identity profile] galina-vr.livejournal.com posting in [community profile] belletrist_2


Решила написать сравнительную рецензию о книгах двух абсолютно разных авторов. Не об авторах-современниках, тем более, не о литераторах-френдах :), а о писателях прошлого и, можно сказать, даже классиков. То есть, никакие «отношения» здесь не станут помехой для моего разбора. Зато на взятых примерах можно поразмышлять, как лучше нам, современным авторам выписывать фон и декорации повествования (крупными мазками, в общем, или показывая мельчайшие детали бытия героев).

В начале сентября я отдыхала в пансионате на берегу Финского залива, и морской пейзаж - прибрежные волны, горизонт воды, омываемые водой валуны на песке – все создавало романтичный фон для восприятия тех книг, которые я читала, сидя на пустынном пляже.
Вначале я взяла в библиотеке Сборник морских рассказов Станюковича (мои приветы френдессе Людмилы Ф., тоже недавно вспомнившей этого писателя :)). В Сборник были включены и известный всем рассказ «Максимка»:о бедном негритенке, подобранном матросами в море; и о собачке с обрезанным хвостом, тайком взятой матросами на корабль, – рассказ «Куцый», и вполне обстоятельная (я считаю ее лучшей из прочитанных) повесть «Грозный адмирал». И во всех этих рассказах поражало обилие деталей, морской специальной лексики.

Все сюжетные действия происходили не где-нибудь «просто в трюме» или «просто на палубе», а среди шпангоутов, бимсов, на юте, на баке, а также на отдельных реях парусных матч, названия которых я не смогу сейчас повторить (хотя по базовому образованию я морской инженер). Такое подробное описание обстановки создавало, конечно, атмосферу достоверности, но очень скоро и утомляло. Так как предполагало изучение ссылок в конце книги для представления предмета обстановки. И это отвлекало, когда приходилось вместе с героями искать пропавшую собачку, заглядывая то в коффердам, то в твиндек . Замечу, что этот писатель и сам служил на флоте, то есть писал со знанием дела.

Дочитав книжку, я вновь отправилась в библиотеку. На сей раз подошла к полке с книгами хорошо знакомых мне писательниц, романы которых написаны в более изощренных формах, не простым повествованием как у Станюковича. Увидев томик Дафны дю Морье, роман «Дух любви», сразу взяла его в руки. У меня дома стоят несколько ее романов- психологических триллеров, а также рассказов, но этот роман я не читала. (Все, наверное, знают рассказ Дафны дю Морье «Птицы» и одноименный фильм по этому рассказу, поставленный Хичкоком – смесь фильма-катастрофы и мелодрамы).

Посмотрела аннотацию: в ней сообщалось, что роман «Дух любви» – первый роман писательницы. По опыту знаю, что первые романы даже известных писателей редко бывают безупречными, но все же взяла его: посмотреть начальные шаги каждого писателя всегда любопытно. Да и тема близка моим творческим интересам.
С первых страниц обнаружила удивительное совпадение по декорациям этого романа и декорациям рассказов Станюковича – опять это было море! Я еще находилась под впечатлением предыдущей книги с ее достоверным морем и кораблями, поэтому в новом романе показалось слишком поверхностным и описание морских походов, и обстановка на судостроительной верфи. Ну да ладно, какое море можно было ждать от юной писательницы, не имеющей опыта той жизни, о которой она писала.
Я и ожидала от этого романа другого: саспинса, нагнетания истории, мистических моментов. К сожалению, этого всего в ее первом романе тоже почти не оказалось. Читателю предлагалась семейная сага в четырех частях, и в каждой части, с новым интервалом примерно в 25 лет, действовали герои следующего поколения. То есть и полюбить какого-то одного героя читателю не удастся, поскольку они все время меняются.

Однако в романе имеются несомненные плюсы (недаром именно с этого романа началось триумфальное вхождение писательницы в большую литературу). Во-первых, она смогла увязать где-то около тридцати героев родственными связями; найти точки пересечения, обозначить генетическую общность отдельных персонажей, тем самым обозначив идею романа.
Но что зрелый автор писать бы не стал – это множество мыслей, мечтаний, грез, предположений, которыми наделены положительные герои (как мужчины, так и женщины). Естественно молодая женщина пропускала через свое мировоззрение взгляды своих взрослых героев, но утверждала их столь смело, почти без сомнений, что образы героев не казались правдоподобными. В отличие от Станюковича Дафна дю Морье чаще рассказывала и о море, и об отношениях, а не показывала их – показ действия всегда оживляет сюжет лучше, чем любой рассказ.

Так получилась, что прочитанные мною на выезде книги оказались на разных полюсах художественности, что явили собой (обе-две вместе взятые) почти учебное пособие по созданию хронотопа романа. И это сравнение показывает (человеку пишущему), что крен и в одну сторону, к деталям, и в другую (к их отсутствию) снижают качество произведения.

Date: 2016-10-17 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
Какой интересный обзор!
А я недавно подряд посмотрела два фильма о временах завоевания Америки белыми переселенцами. Суровый север, кровавые войны с индейцами, способы выживания в лесу, на снегу...

Первый фильм - "Иеремия Джонс", 72 года, с Робертом Рэтфордом.
Второй - "Выживший" с леонардо Дикаприо, новый.
И вот удивительно...
Эти фильмы очень похожи, они прекрасны, жуткие, конечно, чуть различаются по манере изложения... Но так похожи! По деталям, их количеству и качеству - как выживать на севере, обычаи индейцев, мораль та же - мы пришли на чужую землю, вот и получили...
Это надо уметь - давать материал в том количестве и качестве, чтобы вызвать ощущение достоверности, и не перегружать сюжет лишним.
Вспомнила Фенимора Купера с его Следопытом, кстати.
И все единое, все в рамках одной темы.

То есть, автору или режиссеру надо чувствовать эти рамки, понимать саму тему, и что ждет от темы читатель или зритель.

Date: 2016-10-17 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
Да, и, причем, иногда очень кратко - вот как разводят огонь, как снимают скальп, работают с пушниной и тп и тд.
То есть, все достоверно, но не нудно. Главное атмосфера данной темы, и все то, что от нее зритель ожидает.

Date: 2016-10-18 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] rainbow-1611.livejournal.com
Хорошо сказано:перестарался.
Наверное, дело в жизненности :)

Галина, я не знаю почему, вспомнила книгу "Жизнь драмы" Бентли.

Она в своё время меня просто потрясла.
С Интернетом все стало проще :)
Делюсь: Жизнь драмы - Бентли Эрик
http://www.ownlib.ru/read-31959/bentli-erik/zhizn-dramy/page-4.html
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] eho_2013 сослался на вашу запись в своей записи «Дафна дю Морье vs Константина Станюковича (http://culture-xxi.livejournal.com/158615.html)» в контексте: [...] вставлю ее и в свой блог для памяти. Оригинал взят у в Дафна дю Морье vs Константина Станюковича [...]

Date: 2016-10-18 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kapace6.livejournal.com
В общем, Станюкович победил!)) У него замечательные рассказы. При средней технике они наполнены светом - чего нет совсем у Чехова.

Date: 2016-10-18 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] kapace6.livejournal.com
Чехов - мастер рассказа. По уровню техники его рассказ значительно выше, чем у Станюковича. Уровень смотрится не по всей совокупности, с включением ранних газетных подработок, а по наиболее высоким образцам. Пьесы же надо смотреть, в чтении они сильно проигрывают, поэтому слава больше достаётся постановщикам.

Date: 2016-10-18 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Очень интересный разбор. Галя! Я у Дафны прочел пока только Ребекку.

Date: 2016-10-21 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Я еще сборник её рассказов купил - для вечернего чтения=) Посмотрим.

Date: 2016-10-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Нет=) Птицы в другом сборнике=)

Profile

belletrist_2: (Default)
Беллетристика сегодня и завтра

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314 151617
18192021222324
252627282930 31

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 02:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios